Наталья (abaevan) wrote,
Наталья
abaevan

Categories:

Армянская вера: с чего начать знакомство?

Оригинал взят у areyon в Армянская вера: с чего начать знакомство?
Начните с самого главного: с того, чтобы быть открытым тому, что собираетесь изучить. Невозможно изучать культуру какого-либо народ, если вы заранее предрасположены считать эту культуру низкой или варварской. Невозможно вкусить мёд поэзии, если вы ненавидите поэзию, как таковую. Невозможно понять молекулярную физику, если вы считаете физику ненужной наукой. Точно так же, если вы стоите перед вратами огромного мира, который называется Армянской Верой, и при этом ваша голова набита уверенностью в том, что "христианство лучше и спасительнее", то вам даже не стоит стучаться в эти врата, потому как то, что находится за этими вратами, так и останется недосягаемым для вашего понимания. В этой связи вспомнилась мудрая притча об учителе дзен-буддизма, университетском профессоре и чашке чая.

Далее, постарайтесь также избавиться от другой характерной для очень многих ошибки - скоропалительных выводов. Многие не успевают полистать пару страниц или почитать пару книжек (чаще сомнительного характера) относительно армянской веры,- и сразу кидаются делать глобальные выводы. Для того, чтобы составить хоть какое-то более или менее обоснованное мнение об армянской вере, нужно очень и очень много читать. Годами, тысячи страниц текстов, обдумывать и беспристрастно анализировать то, что прочитал за годы. Может тогда вам откроется одна из истин, которая открылась мне, а именно то, что если другие религии похожи на склады, где все расставлено по полкам, кодифицировано-канонизировано, то в армянская вера - это не склад, а скорее путь, долгий, если не бесконечный. Наши предки не верили в том смысле, в каком это понимается в авраамических религиях, где, "вот Танах-Библия или Коран, читаешь, молишься, значит веруешь". Наши предки жили, даже не армянской верой, а В армянской вере. Потому что в других религиях есть деление на "божественное-духовное" (религиозное) с одной стороны, и "мирское-житейское" с другой, и человек живет в мирском, то есть в "греховном". Там все просто: бог на небе, мы на грешной земле. В армянской вере не было такого деления. Весь мир и есть Бог, и Бог во всем, даже внутри каждого из нас. То, что и называлось "аствацашунч" (дохристианский армянский термин, перенятый армянскими христианами) - "дыхание Бога", то есть жизнь во всем его разнообразии.

Если вы понимаете вышесказанное, то можно начать знакомиться с армянской верой. А начинать нужно с чтения. Для хода чтения, может быть пару наводок от меня. В действительности, армянская вера была многослойной. С одной стороны, иногда попадались довольно простенькие ритуалы, с другой стороны, архетипы армянской веры отличались архаикой и большой глубиной и сложностью. Насколько я смог понять, было по меньшей мере два пласта: пласт для простонародья (там простоватая, хотя и архаичная по своему происхождению ритуалистика) и пласт для жречества (где все куда сложнее - архетипы, сакральная символика, привязанность к общеарийской концепции Вселенского Закона и т.п.). Может еще есть пласты, не знаю. Меня пока что дальше второго пласта не пускает :)

Дело в том, что армянская вера - это не наука, чтобы лезть в нее с какими-то общими формулами и аксиомами, и не плосковатая теология т.н. "мировых (авраамических) религий", привязанная к тому, что "бог-судья", а "человек-раб". В армянской, да и в других арийских религиях, грань между Богом и человеком не столь отчетлива, как в авраамических (семитских) религиях. В последних есть Яхве (Иегова) и Авраам, тот же Яхве-Иегова и Иисус, Аллах и Магомед, то есть "бог" и "человек", который в лучшем случае может быть мессией, то есть "пророком" божьим, но не воплощением бога (идея о том, что Иисус - это бог во плоти была бессовестным образом выкрадена Эчмиадзином именно у армянской веры, потому как такой идеи нет ни в Библии, ни в других версиях христианства). А в армянской вере дицы (именно дицы, не сам Творец) могли воплощаться в человеческую плоть, как, например Ваагн - он то диц (бог), то один из потомков Айка Наапета, Мгер - который то диц, то человек-богатырь в Сасна Црер, там же Цовинар - то дицуи, то мать Санасара и Багдасара. Опять взаимопроникновение божественного и мирского - то, о чем я писал выше.

Обращаясь к чтиву, книг написано великое множество, но буквально в каждой из них есть серьезные ляпсы. Например, я тут давече рекомендовал френду почитать Гевонда Алишана "Հին հավատք հայոց" и особенно Армена Петросяна "Армянский эпос и мифология" (все еще есть в продаже в Ереване). Но даже это и всё остальное касательно армянской веры нужно читать очень осторожно и соглашаться избирательно. Дело в том, что практически все без исключения исследователи армянской веры являются христианами, и их религия так или иначе влияет на их способность руждений и склонности интерпретировать явления или мифологемы армянской веры (то, о чем я писал в самом начале поста). Тот же Алишан - вообще монах-мхитарист (католик, потому как представители Эчмиадзинской церкви вовсе наплевали на армянскую веру и у них не хватает ума серьезно изучать ее); отсюда склонность Алишана упрощать армянскую веру, пытаясь представить ее как более примитивную, по сравнению с его любимым христианством. У Петросяна наоборот, есть понимание глубины и сложности армянской веры, его символов и мифологем, но у него другая беда: он время от времени объявляет то одного дица, то другого, то одну мифологему, то другую "иностранной" - "персидской", "ассирийской", "греческой", хотя не имеет ни достаточных фактов, ни серьезных аргументов для этого. Читаешь его, и получается, что армяне изначально были атеистами (что чистой воды бред, в мире не было атеистических народов), и только потом то персы, то греки дали нам религию. Петросян не понимает, что наличие параллелей или даже общих имен и функций еще не значит, что кто-то у кого-то перенял. Например, по-армянским мы говорим դուռ или կատու, по-английский это звучит почти в точности так же - door и cat. И кто же у кого перенял - армяне у англичан или англичане у армян? Никто! Это просто общеарийские (обще"индоевропейские") корни. Точно так же обстояло дело с общеарийскими верованиями. Параллели между нашим Арай и славянским Ярилой, Ваагном и Агни, Мгером и Митрой слишком очевидны, но это не значит, что мы переняли у них или они переняли у нас. Это значит, что было единое общеарийское духовное наследство, которое осталось и у армян, и у иранцев, и у ведических ариев, и у хеттов, и у греков. Вот, понимания этого простого "ку-ку" у многих наших ученых нет, отсюда и топорные выводы, к которым они иногда приходят. 

Кстати, наличие общих основ верований арийских народов также очень на пользу нам. Дело в том, что благодаря усилиям парфянина Григора ("просветителя") и его ассирийских и еврейских миссионеров-проповедников, очень многое из исконной армянской веры было уничтожено, сожжено, разграблено. И у нас, наверное, не было бы целостной картины, если бы не эти религиозно-мировоззренческие параллели, о которых я писал. То есть, изучать армянскую веру нужно в постоянном сравнительном анализе нашей веры с другими близкими арийскими религиозными традициями - верой иранцев, славян, греков, хеттов, ведических ариев, германцев, скандинавов, римлян и других кровно и генетически близких к нам народов.  Иногда чтобы понять глубинный смысл армянской мифологемы приходится обращаться, скажем, к скандинавскому или ведическому аналогу, и наоборот. В этом контексте стоит параллельно изучать Авесту, Веды (особенно Ригведу), Эдду (особенно Старшую) и другие священные тексты братских арийских народов. А для общеобразовательного (касательно религии и этнографии) охвата советую почитать крупных авторов (причем все эти книги есть в сети!), например:

Джеймс Фрэйзер - "Золотая ветвь"

Эдуард Тайлор - "Первобытная культура"

Мирча Элиаде - у него много работ, но постарайтесь найти статью "Вселенский Закон"

Академик Рыбаков - "Язычество древней Руси", "Язычество древних славян" 


Последние являются энциклопедическими трудами и просто монументальные книги для русских родноверов! Жаль, что в нашем народе до сих пор не появилось нашего академика Рыбакова, который бы бережно, совестливо и досконально изучил все аспекты армянской веры. Может быть отчасти поэтому в России созданы сотни (!) общин и клубов людей, интересующихся славянской верой. Люди встречаются и либо читают и обсуждают эти темы, либо проводят совместные ритуалы и праздники. И никакого насилия, каждому по его же личным интересам - кто-то ученый-этнограф, а кто-то родновер, но общий язык находят все. У нас же такой культуры, увы, нет: предел армянской "фантазии" - представлять армянскую веру, как "примитичное язычество", банальное "огнепоклонничество" и остервенело охаивать его с позиций чужеродного иудео-христианства. Это показатель того слабоумия и интеллектуального убожества, в котором пребывает наш народ. Даже община Арорди не совсем то - набрали к себе кого попало по каким-то родственным и дружеским связям, и довольны своим междусобойчиком; это отдельная и сложная тема, не хочу ее затрагивать сейчас.

В итоге, людям приходится самостоятельно и разрозненно выуживать, читать множество книг и статей, и отсеивать из них шелуху и мусор, чтобы хотябы что-то интересное найти. Правда, это все равно благодарная и очень приятная работа, потому что то, что вырисовывается после вхождения во врата мира Армянской Веры, просто поражает яркостью красок и величием образов!

Tags: литература по армянской вере
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments