Наталья (abaevan) wrote,
Наталья
abaevan

Category:

Осетинская религия

Оригинал взят у alagati_alag в Осетинская религия
Несколько дней изучаю записи в блогах на тему осетинской религии. Вопросов возникает все больше. Сам же, исходя из просмотренного за эти дни материала, отвечу на типичные вопросы и заблуждения относительно осетинской религии. Первый вопрос: А вообще существует такая религия? Осетины уверены, что существует.
Но есть некоторые блогеры, которые утверждают, что это все выдумки. Что нет никакой осетинской религии, а есть древнее забытое христианство, которое в отсутствии связи с церковной организацией вконец одичало. Об этом нам говорят и имена зэдов и дуагов, которые в основном созвучны с именами христианских святых. Однако, остались имена, которые не соотносятся ни с одним именем христианского святого. Например: Авсати, Курдалагон, Барастыр. Не нашлось для них созвучий в пантеоне христианских святых. С другой стороны, зэды и дуаги - это небожители, которые хоть и являются иной раз людям в человеческом облике, но сами людьми никогда не были и земную, человеческую жизнь не проживали. В отличии от них, христианские святые были людьми и только после земной жизни стали заступниками и помошниками верующих. Осетинское богослужение называется Кувд. Оно проводится за фынгом, с тремя пирогами, пивом, частями жертвенного животного, с песнями и танцами. Конечно, можно за уши притянуть элементы осетинского кувда к христианству и даже к мусульманству. Но зачем это делать? Для того, чтобы оправдать свой религиозный выбор? Или оправдать уход из осетинской культурной традиции? Может кому и кажется, что приняв одну из мировых религий он так и останется осетином. По крови да, но культурно - нет. Что происходит, когда осетин, принявший одну из мировых религий, продолжает приходить на кувды и совершать богослужение по древней традиции? Он совершает грех с позиции вновь принятой религии. Он грешит там, где необходимы чистота и искренность. Мы же не ходим в церковь или мечеть с тремя пирогами и пивом. А что с нами бы сделали, если бы мы так поступили? Надо с уважением относиться к религиозным возрениям братьев по крови. Не надо грешить там, где они молятся.
Осетины поклоняются Единому и Великому Богу, который из пепла небесного огня, по просьбе бардуага огня, создал первонарта. Имя первонарту дал бардуаг огня. Однако не Адам это имя, а Сауасса. Что означает - Сиятельный Вестник Ас. Разве можно оставаться в осетинской культурной традиции, считая своим первопредком основателя иной культурной традиции? Супругой Сауассы стала Дочь Донбетра, которая родила ему трех сыновей: Бора, Болатбарзая и Дзылауа. Старший Бора был женат на Дочери Неба, которая родила ему близнецов Уархага и Уархтанага. От Уархага произошили Бората и Ахсартагата, а от Уахтанага произошли Алагата. Родословная Нартовских родов совсем не похожа на родословную потомков Адама. Отлична так же и версия творения мира, представленная в НК от версии творения мира представленной в Библии.
Е.А. Торчинов, отечественный религиовед, определяет религию как комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийся на трансперсональном переживании того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживания.. Все эти составляющие, как мы видим, в осетинской традиции существуют. А осетинский Кувд позволяет достичь того переживания, в котором этот комплекс и был создан. Так почему же тогда осетинской религии не существует? Только потому, что кому-то так удобнее? Потому что нет писания? Или потому, что нет названия? Отсутвие писания и названия осетинской религии тоже один из распространенных доводов в пользу ее отсутствия. Однако у осетин есть устная традиция, равных которой по временному охвату практически нет. Это нартский эпос(НК). Почему осетины называют сами себя Ирон, а другие называют их Асы, Ясы, Осы ...? Ирон, как и Арий означает рожденный (см. работы А.Чочиева). И в этом глубокий религиозный смысл, ведь все мы рожденные, кроме первонарта Сауассы. Он - единственный нерожденный, но Единым и Великим Богом созданый. Он - основатель осетинской религиозной традиции и его имя имеет значение Сиятельный(Сау) Вестник(Уас) Ас(Асс). Поэтому другие народы нас и называют Асы, Ясы, Осы ... А это в свою очередь означает, что этническое имя осетин есть трансформация религиозного имени. Правы те, кто называет осетинскую религию Асдин, Уасдин, Ясдин, а ее последователей - Уасдан. В русском варианте осетинская религия должна именоваться как Ассианство.
В настоящее время среди осетин распространяют заблуждение о том, что если перевести на осетинский язык СП мировых религий, то мы сможем сохранить и свой язык, и свою культуру. Так ли это? Конечно, язык имеет важное значение для понимания культуры народа. Ведь в определенной степени с помощью языка мы впитываем родную культуру, как и с помощью глаз наблюдая поведение старших, как и с помощью запахов и вкусов вкушая освященную молитвой пищу. Взаимоотнощения языка и культуры сложны и многогранны, поэтому для начала определим, что такое культура. Существует несколько подходов к определению понятия культуры:это антропологический, аксиологический, нормативный, деятельный, знаково-символический. Однако, все эти различные определения можно выразить через этимологическое определение понятия культуры. Слово "культура" происходит от латинского слова, обозначающего - "возделывать". Древние римляне обозначали этим словом возделывание почвы и растений. Со временем это слово перенесли и на «возделывание», воспитание человека. Но для того, чтобы что-то возделывать, необходимы и то, что возделывают, и тот, кто возделывает. В отношении культурных животных и растений все предельно ясно- есть растение или животное, которое человек делает культурным. В отсутствии человека они дичают. Обобщив, можно сказать, что культура - это такая форма жизни, которая поддерживается внешней силой и меняется в отсутствии этой внешней силы, под воздействием среды обитания к своему дикому состоянию. Что же является внешней силой, создающей определенную форму человеческой культуры? Среда обитания? В определенном смысле - да. Она задает не только внешнюю форму человека, цвет кожи или разрез глаз, но и те мифологические образы, что присутствуют в верованиях народа. Понятно, что у народов проживающих в северных областях, мифологические образы холода более естественны и богаче, чем у народов, живущих в теплых климатических условиях. С другой стороны, мифологические образы, предания и верования народа являются основой его религиозного мировозрения. И поэтому, второй составляющей культурообразующей силы для человека является религия.  Так как же мы сохраним самобытную осетинскую культуру, если не сохраним осетинскую религию? А никак не сохраним. Растворимся в христианской и мусульманской культурах. Кто-то скажет: ну и пусть, зато выживем. Это его позиция, к осетинской культуре отношения не имеющая. Ведь нарты гнилому потомству предпочли славную смерть. Культура является неотемлемой частью человеческого мира и она отображается в языке, как в средстве отображения мира. Меняются культурно-национальные стереотипы, те предания, верования и мифологические образы, о которых мы говорили, меняется и язык, ведь в нем они отображаются. Эти образы создают внутреннюю форму языка, которая является проявлением национальной культуры, народного духа. Как мы видели выше, образы НК и СП мировых религий, которые предлагается перевести на осетинский язык с целью его сохранения - это различные образы. А значит и внутренняя форма языка изменится. Останется ли сам язык? Останется, как набор звуков для сохранения и передачи чужих для осетинской культуры образов.

Tags: осетинская религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments